ПЕРЕНОС НАБРОСКА: КАК И ЗАЧЕМ ЭТО ДЕЛАЮТ ХУДОЖНИКИ


Добротный дом начинается с грамотного проекта, а красивый реалистичный рисунок с безупречного наброска. Для создания такого наброска художнику необходим хороший глазомер, который вырабатывается за годы рисования и практики.


Но что делать, если точного глазомера у рисующего пока нет, а рисовать красиво хочется уже сейчас? Учитывая, что положительные эмоции и удовлетворение от полученного результата являются отличным стимулом для дальнейшего развития и творчества, не стоит пренебрегать этим желанием. В таком случае можно обратиться к вспомогательным методам упрощённого переноса.


как перенести легко и быстро набросок на бумагу

ПРИЧИНЫ ДЛЯ ПЕРЕНОСА ГОТОВОГО НАБРОСКА


Недостаточно надёжный глазомер и перестраховка от возможных ошибок — далеко не единственная причина, из-за которой художники предпочитают использовать различные методы переноса вместо построения наброска на итоговой поверхности.


ОСОБЕННОСТИ МАТЕРИАЛА


Иногда перенос наброска нужен чтобы сохранить поверхность бумаги нетронутой и чистой. Как правило, это касается работ, выполненных в реалистичной технике, такими материалами как цветные карандаши, пастель и акварель.


Цветные карандаши являются полупрозрачным материалом. Ими сложно перекрыть линии, которые появятся на бумаге в процессе построения. Да и фактуру бумаги можно повредить, удаляя ластиком ненужные линии и графит. Кроме того, при создании наброска на бумаге могут остаться вдавленные следы, в которые не будет попадать пигмент цветных карандашей.


Результат акварельного рисунка тоже сильно зависит от качества и состояния бумаги. Так как акварель является полупрозрачным материалом, как и цветные карандаши, она не способна перекрыть линии построения.


К тому же остатки графита могут смешаться с акварелью и оставить на работе грязь. Хотя есть техники, при которых линии наброска намеренно делают частью рисунка, как правило, наличие видимых контуров в акварельной живописи нежелательно.


как сделать набросок под акварель

Пастель, а в особенности пастельные карандаши, также весьма чувствительны к поверхности, на которую они наносятся. Если с фактурной бумаги ещё можно удалить линии построения, то с поверхности абразивной бумаги это сделать намного сложнее. Если вы не планируете покрывать всю бумагу плотным слоем пигмента, линии построения могут просвечивать сквозь тонкие слои пастели и рисунок будет выглядеть неопрятно.


С укрывистыми материалами, такими как акрил, гуашь или масляные краски, дела обстоят проще. Работая ими, можно не переживать, что процесс построения наброска повлияет на качество работы. Все лишние линии и штрихи будут скрыты под плотными слоями пигмента.


СЛОЖНЫЕ СЮЖЕТЫ ИЗ ГОЛОВЫ


Перенос наброска используется художниками не только для рисования на основе фотографии, но и при создании сюжетов из головы. Если работа сложная, художник может неоднократно исправлять свой набросок, внося кардинальные изменения.


В таких случаях набросок готовится заранее, в несколько этапов, и уже только затем переносится на холст. Таким образом сложные сюжеты и поиск верного решения могут стать причиной для переноса на итоговую поверхность уже готового наброска.


ВЫСОКАЯ СТОИМОСТЬ МАТЕРИАЛОВ


Ещё одна причина, которая может побудить художника переносить готовый набросок — это высокая стоимость бумаги. Некоторые марки профессиональной бумаги для рисования стоят невероятно дорого. Цена за лист формата А4 может доходить до нескольких евро, что уж там говорить о более крупных форматах.


Страх испортить дорогой материал буквально парализует и негативно сказывается на результатах и ощущения самого художника. На листе бюджетной бумаги рисующему проще сосредоточится на творчестве. Можно чувствовать себя более раскованно и смело экспериментировать, не боясь сделать ошибку.


От того, насколько свободно чувствует себя художник в процессе рисования, зависит многое. Именно поэтому я нередко рекомендую своим ученикам использовать для набросков и тренировок недорогие материалы, которые не жалко испортить.


дешёвые цветные карандаши для тренировки и набросков


ЭКОНОМИЯ ВРЕМЕНИ


Довольно распространённой причиной для использования переноса наброска вместо построения, в том числе профессиональными художниками, является банальная экономия времени.


В первую очередь это относится к реалистичным работам, в которых автор стремится передать мельчайшие детали и аспекты изображаемого объекта. Наброски для таких работ требуют много времени, которое никогда не бывает лишним.


Таковы основные причины, по которым художники прибегают к различным методам переноса наброска. Давайте теперь рассмотрим, какие методы переноса существуют.



ПЕРЕНОС ПО СЕТКЕ


Этим способом художники активно пользуются уже, как минимум, несколько веков. Чаще всего к переносу изображения по сетке прибегают тогда, когда нужно масштабировать работу, то есть перенести рисунок с небольшого эскиза или фотографии на поверхность большего размера.


Чтобы создать набросок с помощью этого метода, на исходное изображение (эскиз или распечатанную фотографию) наносится сетка, состояща