КАК ПОДБИРАТЬ ОТТЕНКИ

Содержание:


Как выбрать оттенок карандаша Ошибки начинающих художников

ОШИБКА НАЧИНАЮЩИХ ХУДОЖНИКОВ


Есть заблуждение, с которым сталкиваются многие начинающие художники, и оно препятствует развитию их навыков рисования. Я знаю об этом не понаслышке, так как многие ученики курса и зрители YouTube-канала регулярно спрашивают меня о точных названиях и номерах оттенков, которые я использую в мастер-классах.


Такие вопросы обычно возникают из-за сложностей при работе с палитрой и веры в то, что выбор правильных оттенков является ключевым аспектом, если не залогом успеха при рисовании в цвете. Однако, попытки найти «те сами оттенки», нередко оказываются безуспешными и приводят лишь к большей путанице.


Марок карандашей очень много, их палитры огромны и непохожи друг на друга. Даже карандаши с классическими, хорошо знакомыми названиями, такими как сепия, терракота, сангина, у разных производителей могут кардинально отличаться по своему оттенку. И вот, когда в наборе не оказывается золотистой охры, тосканской красной, минерального оранжевого или других оттенков с ещё более экзотичными названиями, рисующий начинает активно пополнять свою коллекцию новыми карандашами, а то и целыми наборами. В результате, начинающий художник теряет массу времени на подбор оттенков и ещё больше запутывается в их многообразии.


Нередко это приводят к тому, что художник не решается приступить к рисованию или мастер-классу, ошибочно полагая, что у него ничего не получится из-за отсутствия каких-то определённых оттенков. На самом деле это не так! И да, всё сказанное далее актуально не только для цветных карандашей, но и для других арт-материалов.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОНА В РИСОВАНИИ


Конечно, подбор оттенков безусловно важен и имеет определённое значение, но оно зачастую сильно переоценивается начинающими художниками. На реалистичность рисунка куда больше влияют такие параметры, как наличие контраста и правильных светотеневых соотношений, нежели точность подобранных оттенков. Поэтому, имея на руках даже относительно небольшой набор карандашей или красок, вы сможете нарисовать практически всё, что угодно и следовать любым урокам.


тон оттенок светлота яркость цвета hue value

Пока что я намеренно не использовала слово «тон», а говорила именно «оттенок». В русском языке существует небольшая путаница, связанная с определением слов «тон» и «тональность». Если в английском слова «hue» (тон/оттенок) и «value» (яркость/светлота) довольно чётко разделены между собой, то в русском под словами «тон» и «тональность» могут подразумеваться оба этих параметра. С одной стороны, в колористике «тоном» называют направление вектора цветности, то есть по сути сам цвет, с другой стороны «тоном» в живописи определятся светлота и насыщенность цвета, а есть ещё такое понятие как «валёр» - тональные градации цвета от светлого к тёмному. То есть можно сказать, что «картина выполнена в голубых тонах» и «картина выполнена в светлых тонах». Оба варианта будут правильными, но иметь при этом разные значения.


Это небольшое отступление в сторону художественной терминологии было необходимо для разделения этих, так похожих друг на друга, понятий. Всё дело в том, что действительно важным параметром, который следует соблюдать, подбирая подходящую палитру, является не столько точность самих оттенков, сколько схожесть параметров их светлоты. Можно сказать, важен не столько тон, сколько тон :) Эта фраза может выглядеть шуткой, однако, это не шутка.


ПОДБОР ОТТЕНКОВ ПРИ РИСОВАНИИ


Другими словами, при подборе оттенков изначально лучше сосредоточиться на параметрах их светлоты «value», а уже потом на цветовом тоне. Потому что не столько цвет, сколько соотношение света и тени заставляет выглядеть ваш рисунок живым и объёмным. Проще говоря, если преподаватель использует в своей работе светло-голубой карандаш с названием «облачный голубой», вам вовсе не нужен именно этот оттенок. Подойдёт практически любой светло-голубой карандаш. Даже если оттенок называется иначе и не совсем совпадает по своему цвету с тем, который планируется заменить или передать в рисунке.

как подобрать оттенки карандашей пример подбора оттенков

Например, тёмно-коричневую сепию может заменить любой тёмно-коричневый карандаш, но не стоит заменять сепию светло-коричневыми оттенками. Что делать, если в вашем наборе отсутствует тёмный коричневый? В таком случае лучше попытаться получить похожий оттенок с помощью смешивания, например, комплиментарных друг другу красного и зелёного, либо добавить к коричневому чёрный карандаш, используя лёгкий нажим. Оба этих варианта будут лучше, чем замена тёмного коричневого на светлый или отказ от рисования до покупки «того самого коричневого».


На примере видны варианты подходящих и неподходящих для замены оттенков. Для наглядности я добавила также их чёрно-белую версию, чтобы глубина тона «value» была более очевидна. Ну а если подобранный на замену оттенок будет совпадать ещё и по параметру тепло-холодности (температуре цвета), то и вовсе отлично. Что такое температура цвета и как она применяется в рисовании, я расскажу в другой статье, а пока что вы можете посмотреть видео на эту тему в разделе "Полезное и обучающее".


цветовая коррекция рисунка урок рисования кленовый лист и как нарисовать попугая

На примере двух моих работ вы можете увидеть, что даже при заметном изменении оттенков, рисунок не становится хуже. Вне зависимости от того, имеет кленовый лист чуть более красноватый или желтоватый оттенок, он выглядит достаточно реалистично. То же самое касается и рисунка с попугаем. В данном случае я изменила цветовую гамму рисунка с помощью графического редактора, но это актуально не только для редактора.


урок рисования цветными карандашами веточка черники работы учеников

Выше ещё один мой рисунок и несколько работ моих учеников, выполненных по мастер-классу «Веточка черники». Заметно, что все художники использовали разные карандаши и их палитры отличались друг от друга. И несмотря на то, что рисунки отличаются по своей цветовой гамме, посмотрите, насколько замечательные работы получились в итоге. И ягоды, и зелень на всех рисунках выглядят реалистично, хотя цветовые различия между ними очевидны. Обратите внимание, что рисунки с более выразительными тональными различиями (контрастом), выглядят более объёмными и живыми на фоне остальных. Такие различия становятся особенно хорошо заметны, если перевести рисунок в чёрно-белый формат.


рисунки учеников урок рисования цветными карандашами монохромная версия

ВЫВОДЫ: КАК ПРАВИЛЬНО ПОДБИРАТЬ ОТТЕНКИ


Так что нет никакого смысла чрезмерно беспокоиться об идеальном совпадении оттенков и переживать, что в вашей палитре нет какого-то определённого карандаша или оттенка. Для успешного рисования вам не нужны огромные наборы карандашей и какие-то специальные оттенки.


Заменяйте тёмные оттенки похожими тёмными, а светлые — светлыми, не слишком концентрируясь на цветовых нюансах. На этапе обучения этого будет более чем достаточно, а со временем и практикой вам уже не понадобится опираться на палитру преподавателя или переживать о недостающем карандаше. Натренировав цветовое восприятие, а также научившись самостоятельно смешивать и получать оттенки, вы сможете без особого труда определять, какой оттенок, карандаш или краску следует взять для тех или иных целей.


Пусть это случится не сразу, но это умение обязательно придёт к вам со временем и практикой. Доверяйте своим глазам уже сейчас, даже если поначалу они иногда будут обманывать вас и не смогут различить все цветовые нюансы. Также для развития навыка рисования полезно создавать монохромные работы, варьируя тональность рисунка в пределах одного цвета. Что бы вы ни делали, верьте в свои силы и доверяйте себе, и у вас обязательно всё получится!


ЕСЛИ СТАТЬЯ БЫЛА ВАМ ПОЛЕЗНА, ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

СПАСИБО!


Автор статьи: Юлия Омельченко

Специально для сайта artcolor.online

Курсы рисования и поддержка на Boosty


854 просмотра3 комментария

Недавние посты

Смотреть все
  • YouTubе автора
  • Vkontakte Social Иконка
  • Instagram
 
DMCA.com Protection Status