top of page

БОЛЬШОЙ ОБЗОР БУМАГИ ДЛЯ ПАСТЕЛИ


Текстурная бумага

Ingres (Энгр)

Ячеистая (Соты)

Плюсы и минусы текстурной бумаги

Абразивная бумага

Art Spectrum Colorfix

Canson Mi-Teintes Touch

UART

Fisher400

Hahnemühle velour

Sennelier Pastel Card

Clairefontaine Pastelmat

LuxArchival

Абразивная: плюсы и минусы

Итоговое мнение и выводы

Это — вторая часть большой статьи, посвящённой пастельной бумаге. Первая часть содержит информацию о наиболее важных параметрах бумаги, а также советы по её выбору, в том числе для начинающих художников.


В этой части подробно описываются различные варианты фактуры и даётся краткий обзор более 20 популярных марок пастельной бумаги, рекомендации по работе с ними и субъективная оценка, основанная на личном опыте.



ТЕКСТУРНАЯ БУМАГА


INGRES (ЭНГР)


Мелкозернистая текстурная пастельная бумага с сетчатой фактурой, получившая своё название в честь знаменитого французского художника-академиста Жана Огюста Доминика Энгра (1780-1867).


пастельная бумага ingres энгр обзор

Изначально такая фактура получалась из-за формирования листов на бамбуковой циновке. Сейчас процесс производства модернизирован и фактура продавливается с помощью цилиндрических форм. Хотя некоторые производители придерживаются традиционного ручного производства.


Энгр - это относительно тонкая пастельная бумага с плотностью от 95 до 160 г/м2. Менее плотные варианты бумаги требуют осторожности при растушёвке и подходят для эскизов и зарисовок. Более плотные варианты подойдут для работ в 2-3 слоя.


Работы, выполненные пастелью на бумаге энгр могут нуждаться в закреплении с помощью специального фиксатива или лака для волос (бюджетный, но не самый лучший способ фиксации).


пастельная бумага hahnemühle ingres strathmore 300 charcoal

Самыми тонкими видами бумаги энгр являются Hahnemühle Ingres Pastel (100/м2) и Strathmore 300 Charcoal (95 г/м2). Первая доступна в 12 различных оттенках, вторая бывает только натурального белого цвета.


Несмотря на достаточно скромные показатели плотности, Hahnemühle Ingres Pastel на удивление неплоха. Её поверхность спокойно справляется с 2-3 слоями пастели.


А вот Strathmore 300 Charcoal предназначена скорее для работ, выполненных углём. Для пастели такая бумага будет слишком тонкой. Даже тем художникам, которые предпочитают текстурную бумагу и имеют опыт работы с ней, будет непросто наслаивать и растушёвывать пастель на этой бумаге.


бумага для пастели энгр sennelier pastel paper clairefontaine ingres

Чуть большей плотностью 130 г/м2 отличаются ещё две архивные бумаги для пастели — Sennelier Pastel Paper (не путать с Pastel Card) и Clairefontaine Ingres. Первая доступна в одном, тёпло-сером цвете, а палитра второй состоит из 20 оттенков. Также Clairefontaine Ingres может похвастаться составом из 100% хлопка, а значит, и большей устойчивостью к физическому воздействию.


Наиболее плотную бумагу энгр можно найти у Daler Rowney Ingres (9 оттенков) и Fabriano Ingres (5 оттенков). Обе марки архивные (не содержат кислоты) и имеют максимальную для этой фактуры плотность - 160 г/м2.


бумага для пастели daler rowney ingres fabriano ingres

Если говорить о личных предпочтениях, то среди бумаги с фактурой энгр я отдала бы предпочтение двум последним маркам. Они лучше остальных удерживают пигмент, меньше коробятся и приятнее в работе.

ЯЧЕИСТАЯ (СОТЫ)


Остальные виды текстурной бумаги обладают ячеистой фактурой (соты). Пожалуй, это наиболее популярный и рекомендуемый для начинающих вид пастельной бумаги. Рисунок и выраженность фактуры у такой бумаги варьируется, зато плотность практически всегда составляет 160 г/м2.


Состав, как правило, смешанный — примерно поровну целлюлозы и хлопка. Одна сторона такой бумаги обычно более рельефная, чем вторая. Обе стороны пригодны для рисования, гладкую можно использовать для рисования пастелью и цветными карандашами. Последнее особенно актуально, если в магазинах отсутствует цветная бумага для карандашей.


пастельная бумага с фактурой соты ячеистая бумага для пастели

Бумага с фактурой сот подойдёт для большинства сюжетов. Особенно удачно она проявит себя там, где требуется передать лёгкость и воздушность — например, в нежной ботанике.


Для работы с такой бумагой лучше выбрать умеренно мягкую пастель (soft). Твёрдая пастель (hard) может повредить бумагу, а экстра-мягкая (extra soft) быстро заполнит неглубокую фактуру и будет осыпаться.


Если вы собираетесь рисовать на такой бумаге реализм или работу с высокой степенью детализации, пигмент лучше накладывать лессировками, постепенно втирая его в фактуру бумаги. Для более экспрессивных техник подойдёт работа мазками или штрихами.


Пастель легко смешивается и растушёвывается на бумаге с фактурой сот, но для закрепления пигмента может потребоваться дополнительная фиксация. Если вы не планируете использовать фиксатив, готовую работу лучше сразу оформлять под стекло или аккуратно проложить калькой.


пастельная бумага для пастели winson newton fabriano tiziano

Бумага Winson&Newton Pastel pads (6 оттенков), Fabriano Tiziano (40 оттенков) и Hahnemühle Lanacolor (32 оттенка) имеют схожую, умеренно выраженную фактуру.


Из этих трёх марок Hahnemühle Lanacolor обладает сравнительно менее глубокой фактурой. Бумага удерживает несколько слоёв пигмента и может понравиться тем художникам, которые предпочитают скрывать фактуру бумаги и не хотят чтобы она просвечивала под слоями пастели.


Несмотря на заверения производителя, что данная бумага окрашена в светостойкие оттенки, мой опыт показывает, что Lanacolor всё же меняет цвет. В течение года эта бумага заметно пожелтела, просто лёжа у меня на полке.


пастельная бумага hahnemühle lanacolor выцветает

Рядом с Lanacolor лежал лист бумаги Fabriano Tiziano. Его оттенок в тех же условиях не изменился. Это профессиональная бумага с богатой палитрой светостойких оттенков и ненавязчивой мягкой фактурой, которая превосходно справляется со своей задачей. Узнать больше о Fabriano Tiziano можно из отдельного обзора.


Чуть более выраженной текстурой с одной стороны и гладкой с другой обладает бумага Daler Rowney Murano. Как и вышеупомянутые марки бумаги, это пастельная бумага имеет плотность 160 г/м2 и на 45% состоит из хлопка. Бумага доступна в 35 различных оттенках, таблицу которых вы видите ниже.


Весьма интересная и приятная в работе бумага, на которую стоит обратить внимание, если вам нравится рисовать пастелью на такой фактуре.


все оттенки пастельной бумаги для пастели murano daler rowney

Ещё одна бумага определённо заслуживает упоминания - это Canson Mi-Teintes (не перепутайте с абразивной Canson Mi-Teintes Touch). Бумага на 50% состоит из хлопка и доступна в широчайшей палитре из 50 оттенков. Благодаря высокому содержанию хлопка, бумага весьма устойчива к внешним воздействиям и стиранию ластиком.


Обе стороны Canson Mi-Teintes отлично подходят для рисования пастелью. Одна сторона имеет выраженную фактуру «соты», вторая - более гладкую. Фактура этой бумаги более выражена, чем у других марок бумаги с ячеистой фактурой, поэтому её сложнее скрыть под слоями пастели.


canson mi-teintes бумага для пастели обзор

На Canson Mi-Teintes стоит обратить внимание в том случае, если фактура и оттенок бумаги играют важную роль и рассматриваются как часть художественного замысла. Если же вы предпочитаете скрывать оттенок и фактуру бумаги полностью под слоями пастели, лучше сделайте выбор в пользу менее фактурной Fabriano Tiziano.


Также вы можете встретить в арт-магазинах пастельную бумагу от российского производителя Лилия Холдинг (Палаццо, Премиум итд). Это бумага с плотностью 160 г/м2 на 40% состоит из хлопка.


Бумага этой марки имеет слабовыраженную ячеистую фактуру и фактуру «холст». Пастель на ней держится слабее, чем на упомянутых выше марках. Подойдёт для эскизов и работ, выполненных штрихами или в 1-2 слоя.


российская бумага для пастели лилия холдинг

Из всего многообразия пастельной бумаги с фактурой «соты», по соотношению цены и качества, а также ряду прочих параметров (смешивание, удерж